Одним из ярких признаков инсульта является нарушение речи – больной резко теряет способность ясно выражать свои мысли. Такое состояние называют афазией. Причина симптома – повреждение участков головного мозга – тех, на которых лежит задача контроля речи, ее восприятия.
Какие виды острого нарушения речи существуют
Афазия делится на несколько подгрупп:
- Экспрессивная или афазия Брока. В рамках нарушения речи пациент не может правильно произносить слова и формировать их в предложения. Пациенты экспрессивной афазией разговаривают медленно, делают паузы между словами, чтобы подобрать подходящие. Во время разговора бальной выдаёт фразы, состоящие из 2-3 слов, при этом они бессвязные. Параллельно с этим нарушается письмо, пропадают навыки чтения. При этом пациент понимает речь другого человека.
- Сенсорная или афазия Вернике. Больной практически не разговаривает, неправильно пишет, ошибается во время чтения. С таким человеком возможно невербальное общение с определенными ограничениями. Больной может быть взволнованным, так как не представляет, почему его не понимают.
- Амнестическая афазия. В рамках этого состояния пациент испытывает сложности с подбором подходящих слов и построением фраз. Но при этом он понимает то, что, ему говорят, может читать и писать.
- Глобальная афазия. Возникает при тяжелом инсульте, последствием которого является серьезное повреждение средней артерии в головном мозге. Человеку сложно произносить слова, он практически не понимает речь. Пациент повторяет одни и те же короткие фразы, или вовсе не разговаривает. У него нарушена способность писать, читать и артикулировать.
Вне зависимости от типа афазии, больному необходима нейрореабилитация, которая проводится на базе специального реабилитационного оборудовании.
Особенности диагностики
Инсульт часто становится причиной нарушения речи, способности чтения и письма. Если это состояние исключено, следует убедиться, что у пациента отсутствуют другие заболевания, например, глухота.
Специалист проводит диагностику, основываясь на таких параметрах:
- Спонтанная речь. Оценивается число слов, которые произносит больной, качество речи. Врач обращает внимание на частотность ошибок, анализирует, сколько времени пациент затрачивается на подбор слов для составления фразы.
- Повторение. Определяется, может ли человек произносить фразы, отличающиеся сложностью построения.
- Понимание. Врач акцентирует внимание на способности человека определять названные предмет. Может ли он выполнять простые или усложненные дополнительными командами действия. Способен ли однословно отвечать на вопросы.
- Наименование. Врач выясняет, способен ли пациент назвать предмет, пытается ли найти альтернативу, например, вместо слова «тарелка», говорит о том, что «это используют для приема пищи».
- Чтение и письмо. Врач определяет, может ли человек переносить услышанное на бумагу, может ли прочесть написанное под диктовку.
Для корректного диагностирования нарушения речи используются стандартное тестирование.
Лечение афазии
Успех лечения во многом зависит от того, насколько сильно поражен мозг. Также на эффективность терапии влияет общее состояние здоровья пациента, мотивация. Иногда афазия постепенно проходит самостоятельно – в течение полугода. Нивелировать нарушения речи, восстановить ее помогает нейрореабилитация, занятия с логопедом. При этом первостепенное значением имеет срок начала лечения – чем раньше начата терапия, тем выше шансы на ее успех. Ее главная задача – реактивация вербального общения.
Как выстроить общение с пациентом, имеющим нарушения речи после инсульта
Нарушение речи после инсульта не оказывает негативного влияния на умственные способности человека. Афазию не стоит путать с умственной неполноценностью. Хороший результат при лечении афазии показывает нейрореабилитация, которая представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление нервной ткани. С их помощью удаётся восстановить даже утраченные функции.
Разговаривая с пациентом:
- способствуйте формированию положительной атмосферы;
- разговаривайте спокойно, речь должна быть медленной;
- не используйте сложные фразы, и делайте паузы между короткими предложениями, давая время пациенту понять вас;
- используйте невербальные возможности. Так, к речи, мимике добавьте несложные рисунки, написание слов – таким образом человеку будет проще понимать вас;
- если больной не понял предложение, повторите его или перефразируйте;
- задавайте вопросы, на которых пациент может ответить односложно: «да» или «нет».
Слушая пациента:
- не спешите, ведь человеку с нарушением речи нужно больше времени, чтобы сформировать фразу;
- попробуйте понять, о чем говорит собеседник;
- не перебивайте больного, и не стремитесь исправить каждое слово – дайте пациенту время;
- расшифровывайте вместе с говорящим смысл его фраз;
- если пациент повторяет одно и тоже слово/фразу, попробуйте отвлечь его.